Quest. Room. Project
А.П. Насколько удаётся в импровизациях уходить от архетипических мелодических и гармонических ходов? Или, быть может, не стоит задачи попытаться в импровизации уйти от коллективного бессознательного и опираться только на достижения собственного сознания? Насколько импровизации "Quest. Room. Project" самобытны и оригинальны? B.D. На самом деле от архетипов уйти невозможно, да и ненужно - зачем начинать с белого листа, когда есть возможность продолжить начатое? То есть, руководствуясь опытом и наработками которые накопились в общем музыкальном пространстве, или, лучше, наверное, назвать это музыкальным менталитетом. В импровизации действую так - первое это предлагаемые обстоятельства, это подобно актеру, который пытается пережить душой то, что предлагают ему рамки сценария, пропуская через себя и как бы "проживая" жизнь персонажа. И вот в предлагаемых обстоятельствах, которые уже являются стенами аморфного "рума" (комнаты), нужно найти это самое необходимое… то, что люди иногда называют Свободой… Основная мотивация звучания проекта это поиск, поиск стимулов, поиск ответов… А если вы с музыкальным инструментом в руках проводите большую часть своего времени, то музыкальный синтаксис, ладовое восприятие мира, глубина, модель пространства формируются как бы сами собой, то есть - нет нужды в оригинальности - оригинальности в нашей среде просто-напросто не избежать. А.П. Подразумеваются ли авторами какие-то визуальные образы, если да, то, как с ними соотносятся работы Барандаша Карандашича? B.D. Визуальные образы есть. Это продолжение ответа на первый вопрос "Предлагаемые обстоятельства"… Вы можете стоять перед чем угодно, и пытаться ответить на вопросы, которые возникают как бы сами собой, пытаться разобраться в ситуации. Воображаемые физические образы - это символы, своего рода иконы, которые помогают фокусировать внимание на основных, духовных точках… Если я созерцаю свои любовные переживания, например, естественно я вижу объект с которым они были связаны, и соответственно пространство которое в тот момент было осмысленным и важным. В данном случае - моделирование на физическом уровне, своего рода, статика, подробный обзор случившегося с разных позиций. Дальше - движение, нужно рассматривать, необходимо анализировать, переживать все заново… Рассматривать позиции, точки выхода, точки входа.. рассматривать то, во что это выливается в ближайшем будущем…Вот это и есть процесс созидания. Приведу пример, если у вас была ситуация, которая, либо в позитивном, либо в негативном аспекте отпечаталась в вашей памяти: со временем (а у некоторых сразу) она превращается в образ - можно отчетливо видеть монтсруозность некоторых персонажей или ангелоподобие иных, в зависимости от мотиваций. А с Барандашем мы очень схожи по восприятию, точнее по характеру восприятия - Барандаш очень чуткий и добрый человек, если вы всмотритесь в его работы, то отчетливо увидите то, о чём болит душа человека. Думаю, лучше чем его работы, о нем не расскажет никто, даже он сам, едва ли, передаст словами то, что чувствует его душа, поэтому, естественно, нужно смотреть. А.П. Каково соотношение сэмплов и оригинальных звуков? Или технология сэмплирования отрицается принципиально? B.D. Я понял из вашего вопроса, что семплы - это заимствования, противопоставление оригинальным звукам, тому, что записывалось и звучало при помощи участников команды непосредственно. А.П. Совершенно точно. B.D. Заимствования отрицаются в том случае, если в данном контексте, то есть в рамках проекта нет участия души, которая отразила эти звуки. Проект связан концепцией, это своего рода культ и мы ревностно относимся к оригинальности, правильней сказать, подлинности стремлений отпечатанных в различных проявлениях, в нашем случае это визуальные (Барандаш) и звуковые. А.П. Есть ли прямая связь между названием пластинки "Fiducial banality" (рискнём перевести - это как "Банальность, основанная на вере") и музыкой? B.D. Название напрямую связано с тем, что переживалось непосредственно во время работы над альбомом. Лучше сказать, название коррелирует, все переживания данного отрезка времени… А.П. Как правильнее слушать эту музыку, вы предполагаете определённый антураж (географический, событийный, ментальный)? B.D. Очень к месту вопрос. Я предлагаю слушать эту музыку "под микроскопом". Это не легкое слушание, к нему нужно привыкать, не говорю о тех, кто давно находится в этом эстетическом пространстве. Но, если у вас получится найти нужные точки восприятия (именно точки - их несколько) - вы получите много позитивной информации (о которой, быть может, даже не догадываются сами "реализаторы" идеи). В альбом вложено очень много… если у нас получилось донести хотя бы 50% - будем просто счастливы. В любом случае, это индивидуальное, сосредоточенное слушание. Если вы любите отдыхать под музыку, расслабляться - это слушанье не для вас. Отложите "на потом". А.П. У музыки есть "целевая аудитория"? Можно как-то определённо представить и охарактеризовать потенциальных слушателей? B.D. У нас есть аудитория. И самое ценное - есть армия единомышленников, которые живут, творят, радуются, страдают, ищут и все это происходит совсем рядом. У меня иногда такое чувство, что эти люди на расстоянии вытянутой руки - настолько отчетливо осязаются наши "созвучия". Хотя аудитория рассредоточена по-всему миру. Нам хорошо вместе. А.П. Едва ли музыка "Quest. Room. Project" - это музыка математичная, всё-таки вы, по больше части, опираетесь не на формулы и даёте волю стихийности воображения, как в таком случае удалось найти прямые точки соприкосновения с творческим наследием Яниса Ксенакеса? B.D. По поводу Яниса… Если вы о компиляции на лейбле Musica Excentrica (http://www.excentrica.org/musica/exc006/), то это произошло само-собой - позвонил один из "отцов основателей" лейбла Ильяс Миканаев, и предложил поучаствовать. А, если в общем, то этот вопрос соотносится с первым и вторым вопросом. Осталось добавить - есть формулы.. есть математичность и есть стихийность). А.П. В любом случае, надо полагать вы не станете ждать 3 года, пока группа учёных математиков и программистов соорудит компьютерную программу, для модуляции какого-то невероятно сложного звука, но очень нужного звука… B.D. Видимо так, а если серьёзно, я с детства (если вы помните, при крупных библиотеках "советского периода" были фонотеки с виниловыми пластинками) засиживался над пластинками Оливье Мессиана, который, собственно, и был учителем Ксенакеса (с творчеством самого маэстро познакомился чуть позже, именно интересуясь производной от Оливье). То есть, для меня все эти люди это огромное раскидистое дерево, лучше сказать "Древо" с мощными корнями один из которых И.С. Бах. Ветвь - Оливье Мессиан, а Янис Ксенакис - великолепная крона. Быть может я упустил нечто, но дело не в последовательности, для меня все это - единый организм, в котором все элементы безотрывно связанны между собой. Всё это живет и развивается, несмотря на войны, кризисы… А.П. Несмотря на кризисы и войны продолжают оставаться на местах и пользуются неизменным вниманием Пирамиды в Египте и Перу, Колизей и т.д. - величайшие архитектурные шедевры, они будто с вечностью соприксаются и с музыкой тоже. Помниться Янис Ксенакес пытался "оживить" "затывшую музыку" и пометить её в звуковую форму, Брайн Ино - поступал немного иначе - он не заставлял "звучать стены" и металлические конструкции, он старался наполнять музыкой пространство, которое создаётся архитектурой ("Музыка для аэропортов" и т.д.) Подобные стремления свойственны "Quest. Room. Project"? B.D. На мой взгляд, архитектура - это действительно застывшая музыка, немое свидетельство её звучания - это скорее впечатление, постфактум, музыка (звучание) больше соотносится с действием, с процессом - то есть, переживается во времени, оставляя след в пространстве. Внутренний мир каждого человека - он ведь тоже находится в "архитектурной" физической оболочке, опять же можем назвать её "румом" (quest.ROOM). Озвучить его, учитывая особенности, и "стиль" "архитектуры", особенности "меблировки" и расположения вещей - задача непростая, но от этого не менее привлекательная. Если я хочу воспроизвести звуки внутреннего мира, мне нужно побывать в нем ... затронуть его струны, произвести действие для противодействия - получить реакцию, отклик, а запечатлеть все это… ммм, наверное, для того, что бы проснувшись не думать, что это был сон… А.П. Важно ли для вас ощущение самобытности и исключительности в экспериментальной музыке? Существует множество родственных проектов - уникальность музыки компенсируется уникальностями подобных проектов. Претендует ли музыка "Quest. Room. Project" на некую "веховость"? B.D. На "веховость" может претендовать только движущая идея, а для человека искусства важно как можно четче передавать её. Чем четче, тем "веховей" и "гениальней" звучание. Одно могу сказать - идея у нас гениальная и веховая. (очень понравилось слово "воховый", хочу ввести оное в свой лексикон). Если удастся воплотить все задуманое, отправляться к праотцам можно будет с "чувством выполненного долга". Надеюсь, Вы меня понимаете. А.П. Возможен ли "Quest. Room. Project" в формате живого выступления или это сугубо студийный проект? B.D. Что касается, моего личного восприятия, то могу сказать, - именно на концерте есть возможность испытать тонкие чувства, это касается понимания, соучастия… Это происходит только при наличии "своей аудитории", когда рядом люди, которым нужна такая музыка, приятно играть для людей, которые "звучат" идеей. Это непередаваемо…Кстати, ближайшая встреча 6 сентября в Москве на одной из акций лейбла Musica Excentrica. http://www.excentrica.org/ . Очень рекомендую прислушаться к этому сообществу - по моему скромному мнению, это один из лучших российский лейблов, которые двигаются по стезе авангардной, в частности, электронной музыки… А.П. Спасибо, интересных поисков и успешных экспериментов! |
||||
Интервью подготовил: Артём Пустовит |